Вопрос об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) для иностранных граждан в России стал предметом бурных обсуждений.
В последнее время появилась информация о том, что МВД не будет эвакуировать автомобили у гастарбайтеров за отсутствие полиса ОСАГО. Это решение связано с тем, что такая мера не соответствует Конституции РФ и принципам соразмерности и пропорциональности ограничения прав и свобод граждан. Влияет ли расчет ОСАГО на проблему покупки полисов, обсудим далее.
ОСАГО в Москве и регионах: Конституционные нормы и общественная опасность
Как следует из письма ГУОБДД МВД России (по материалам АСН), эвакуация автомобилей за отсутствие ОСАГО противоречит статье 55 Конституции Российской Федерации, которая требует, чтобы меры, ограничивающие права и свободы граждан, были необходимыми и соразмерными. В МВД также отметили, что задержание транспортного средства не соотносится со степенью общественной опасности административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.37 КоАП. Это может привести к избыточному применению государственного принуждения.
Нерешённые проблемы ОСАГО
Однако проблема с отсутствием ОСАГО у иностранных граждан и не только остаётся нерешённой. Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин подчеркнул, что данная ситуация затрагивает интересы российских граждан, которые могут стать участниками ДТП с автомобилями иностранцев. В связи с этим НАС предложил свою концепцию решения вопроса, предусматривающую остановку таких правонарушений, но будет ли она учтена - неизвестно.
Цена ОСАГО как барьер
Не только иностранные граждане сталкиваются с трудностями при покупке полиса ОСАГО. Высокая стоимость страхования становится препятствием и для значительного процента других страхователей. Многие автовладельцы не хотят или не могут позволить себе купить ОСАГО, что усугубляет проблему и делает её более острой.
Перспективы контроля над наличием ОСАГО
В условиях, когда вопрос обязательного страхования остаётся нерешённым, всё явственнее становится перспектива контроля над наличием ОСАГО с помощью видеонаблюдения на дорогах. Страховщики продвигают данную меру уже давно, но она пока сталкивается с различными трудностями, в том числе, технического характера.
Что касается того, как страховые компании проводят урегулирование после страховых событий по ОСАГО, для страхователей там также не много положительных моментов:
· Средний процент натурального урегулирования ремонтами по ОСАГО составляет около 12%, а именно в такой форме компенсации идет замена новыми деталями и без учета износа,
· Сроки проведения ремонтов обсуждаются к продлению,
· Денежные компенсации, к которым склоняют страхователей, считаются с износом – ну то есть явно не в пользу страхователей.
Если в таких условиях ужесточать давление на страхователей, то вряд ли это поспособствует популяризации автогражданки, скорее наоборот последует возмущение.