Разница между рыночной стоимостью автозапчастей и ценами, указанными в справочниках Российского союза автостраховщиков (РСА), становится все более выпуклой.
Это вызывает растущую волну недовольства среди автосервисов и автовладельцев. На фоне того, что в настоящий момент вплоть до 20% автомобилистов вообще не желают купить ОСАГО и ездят бед полисов, такое положение дел со справочниками не прибавляет оптимизма.
Как страховщики используют аргумент роста цен для повышения расчета ОСАГО?
По данным Национального автомобильного союза (НАС), по материалам АСН, цены на запчасти в системе ОСАГО часто оказываются значительно ниже рыночных. Например, стоимость бампера для BMW 5-Series в каталоге РСА составляет 47 тысяч рублей, тогда как на рынке он стоит около 198 тысяч рублей. Схожая картина наблюдается и для более доступных автомобилей, таких как Hyundai Solaris и Lada Granta. Для этих моделей разница между ценами может достигать трех-четырех раз.
Почему расхождение цен так велико?
Одной из причин заниженных цен в справочниках ОСАГО является ориентация на стоимость аналогов вместо оригинальных запчастей. Как отмечает Илья Плисов, представитель Российского союза автосервисов, в современных условиях автомобили все чаще ремонтируют с использованием запчастей из Китая или Турции. Хотя такие аналоги порой вполне приемлемы, они не всегда могут обеспечить качество, сравнимое с оригиналом, особенно когда речь идет о кузовных элементах или фарах.
Несмотря на явное отставание данных РСА от реальных цен, это не мешает страховщикам использовать подорожание запчастей как повод для увеличения стоимости полисов ОСАГО. Антон Шапарин, вице-президент НАС, прогнозирует, что страховщики могут настаивать на повышении цен на полисы минимум на 30% в 2024 году, оправдывая это увеличением стоимости запчастей. При этом рост цен виден лишь на рынке, а справочники РСА остаются далекими от реальности.
Как это влияет на автовладельцев?
Разрыв между реальными ценами на запчасти и расчетами по справочникам ОСАГО оборачивается для автовладельцев дополнительными затратами. Если стоимость ремонта превышает выплаты, рассчитанные по данным РСА, владельцам приходится либо доплачивать из своего кармана, либо соглашаться на использование более дешевых запчастей. Но учитывая, что ремонты занимают лишь около 10% от всех урегулирований, страхователи чаще сталкиваются с ситуациями недостаточных денежных компенсаций, которые не только считаются по справочникам, но и еще учитывают износ.
Справочники РСА, отстающие от реальных цен, создают замкнутый круг.
С одной стороны, страховщики используют аргумент подорожания запчастей для повышения цены ОСАГО, с другой — выплачиваемые компенсации не покрывают фактических расходов на ремонт.
Эта ситуация вызывает недовольство у всех участников процесса, и пока нет признаков, что она изменится к лучшему.