Процесс автоматизации контроля наличия полисов ОСАГО в России постепенно развивается.
Однако ключевой вопрос остаётся открытым: какие меры смогут реально побудить водителей купить ОСАГО?
Как внедрение автоматического контроля над ОСАГО изменит ситуацию?
Экспериментальные проекты в регионах
Московская, Свердловская и Волгоградская области стали пилотными регионами, где тестируются технологии потоковой проверки ОСАГО с помощью дорожных камер. На текущем этапе такая проверка носит исключительно информативный характер: при выявлении отсутствия полиса водителю направляется уведомление.
По словам гендиректора АО "Национальная страховая информационная система" (НСИС) (по материалам INTERFAX) Николая Галушина, главная цель проекта – не наказание, а повышение осведомлённости. Автоматические штрафы за отсутствие страховки предполагается вводить только к концу 2026 года.
Проблема не только в контроле
Штрафы и автоматизация контроля — важные меры, но сами по себе они не способны решить проблему отсутствия ОСАГО у значительного числа водителей. Основные причины отказа от полиса лежат в высокой стоимости страховки и низком уровне доверия к системе урегулирования убытков.
Одной из ключевых проблем является несоответствие компенсаций по ОСАГО реальным затратам на ремонт автомобилей. Это вызывает недовольство у автомобилистов и заставляет многих избегать оформления полиса.
Как стимулировать оформление ОСАГО?
Для повышения мотивации водителей необходим комплексный подход, включающий:
- Уменьшение стоимости полиса. Расчет ОСАГО в сторону снижения, особенно для безаварийных водителей, может сделать страховку доступнее.
- Адекватные компенсации. Установление справедливых выплат по ОСАГО, отражающих реальные расходы на ремонт, улучшит отношение водителей к системе.
Активное информирование при такой ситуации лишь усилит раздражение. А при появлении реальных штрафов ситуация может накалиться.
Куда движется реформа ОСАГО?
Автоматизация проверки наличия полисов ОСАГО через камеры преподносится как шаг вперёд в модернизации дорожного контроля. Однако важно, чтобы система не только наказывала нарушителей, но и создавала условия, при которых оформление страховки станет естественным выбором водителей.
Успешное развитие ОСАГО требует баланса между доступностью тарифов, справедливостью выплат и эффективностью контроля. Комплексный подход поможет укрепить доверие к системе и повысить безопасность на дорогах.
Расчет страховки ОСАГО постоянно вызывает вопросы страхователей, так как страховые компании как коммерческие предприятия нацелены, прежде всего, на получение прибыли. И для них это означает продать дороже, урегулировать как можно меньше. И пока это так, будет делаться все, чтобы так и оставалось.