На фоне стремительного роста популярности электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ), достаточно остро встает вопрос о системе компенсации пострадавшим в авариях с виновниками на таких средствах.
Новая инициатива депутата Госдумы Ярослава Нилова — включить полис ОСАГО в стоимость аренды электросамокатов — может стать первым шагом к реформированию в этой динамично развивающейся области.
Почему ОСАГО для самокатов?
Идея ввести обязательное страхование гражданской ответственности для пользователей самокатов звучит всё настойчивее по мере роста числа инцидентов. По данным властей, только в Москве количество поездок на самокатах и велосипедах за год выросло на 37,5%. А вместе с популярностью — и число аварий, в которых страдают как сами арендаторы, так и пешеходы, автомобилисты и другие участники движения.
Сегодняшняя правовая ситуация такова, что если пользователь арендованного СИМ сбивает пешехода или повреждает чужое имущество, пострадавшие фактически остаются без четкой системы компенсации. Компания, сдавшая самокат в аренду, ответственности не несет, а у арендатора в большинстве случаев нет ни страхового полиса, ни ресурсов на возмещение ущерба.
Что предлагается?
Депутат Нилов предложил (по материалам АСН) включить полис ОСАГО в базовую стоимость аренды самокатов. По аналогии с автомобилями, страховка будет покрывать вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц. Кроме того, рассматривается возможность включения в арендную плату страхования жизни и здоровья самих пользователей.
Ключевой момент — создание единого стандарта страховой защиты, обязательного для всех сервисов проката. Сейчас каждая компания сама решает, включать ли страхование, в каком объеме и по каким условиям. Как следствие — полный разброс по рынку и отсутствие гарантий для пострадавших.
Что изменится для пользователей?
Введение ОСАГО в аренду самокатов, скорее всего, отразится на стоимости поездок — страховка не бывает бесплатной и расчет ОСАГО для самокатов может сильно повлиять на цены аренды. Пользователи (в идеале) получат базовую защиту, а пострадавшие — возможность компенсировать ущерб.
При этом многое зависит от конкретных механизмов реализации инициативы:
-
кто будет страховщиком,
-
какие лимиты выплат установят,
-
как будет определяться виновник,
-
и как сервисы проката смогут интегрировать это в свои платформы.
Опять же видится и интерес страхового сообщества, расширяющего свои возможности за счет нового притока страхователей, да еще и в обязательном режиме. И зная, как именно устроены механизмы ОСАГО в Москве и регионах в автомобильной сфере, вероятнее всего масштабирование таких же методов и дальше.
Рассмотрение инициативы пока на стадии обращения к министерству, но если предложение получит поддержку, возможны поправки в законодательство и разработка подзаконных актов. ОСАГО и самокаты: при грамотном подходе это может не только повысить безопасность на улицах, но и быть полезным пешеходам и самим драйверам самокатов, а как это будет реализовано на деле, узнаем в будущем.