8 495 2230033
Задать вопрос
Ваше имя *
Телефон
E-mail *
Ваш вопрос *
 
перезвоните мне
Перезвоните мне

Что думают страховщики ОСАГО о взысканиях: взгляд изнутри

02.06.2025

Вопрос расчета штрафов и неустоек по ОСАГО стал одной из самых спорных тем между страховщиками и судами.

Особенно остро конфликт проявляется, когда судебные решения принимаются не в пользу страховых компаний, несмотря на частичное исполнение ими своих обязательств. Яркий пример — недавнее дело в Кемеровской области, где с компании «Росгосстрах» было взыскано более 460 тысяч рублей, включая штраф и неустойку, несмотря на то, что выплаты по полису уже производились. Как все это отражается на желании страхователей купить ОСАГО, обсудим, в том числе, далее.

Чем недовольны страховщики ОСАГО?

Суть спора заключается в следующем: суды все чаще определяют размер санкций, исходя из полной стоимости ремонта автомобиля без учета износа деталей и без вычета сумм, уже выплаченных страховой компанией. Это вызывает протест со стороны страховщиков, которые считают такую практику нарушением положений закона об ОСАГО.

По мнению «Росгосстраха» (по материалам АСН), при расчете штрафа необходимо учитывать суммы, выплаченные добровольно. Компания ссылается на статью 16.1 закона об ОСАГО, где говорится, что штраф рассчитывается не с полной суммы ущерба, а с разницы между судебным решением и уже осуществленной компенсацией. Игнорирование этого положения, по их мнению, подменяет норму закона субъективным подходом.

Дело, ставшее причиной обсуждения, развивалось следующим образом: после аварии с участием Toyota Yaris Verso и ВАЗа-2105, «Росгосстрах» признал страховой случай и выплатил 74 500 рублей, а позже еще 12 000. Однако независимая экспертиза определила, что среднерыночная стоимость ремонта составляет более 190 тысяч рублей. Суд поддержал пострадавшую и признал, что обязательства по ремонту страховщиком не выполнены. А значит, и расчет неустойки должен идти от полной стоимости восстановительных работ, без учета произведенных выплат.

В компании с этим категорически не согласны. Там подчеркивают, что отказ от ремонта был обоснован — в регионе не оказалось станций техобслуживания, соответствующих требованиям закона. А без согласия потерпевшей на ремонт в неподходящем СТОА, страховщик имел право перейти к денежной форме выплаты.

  • Тем не менее, судебная практика идет по иному пути. В ряде регионов все чаще принимаются решения, где добровольно выплаченные суммы не уменьшают размер штрафа. Это вызывает у страховых компаний обеспокоенность, так как формирует риск неопределенности: даже при частичном исполнении обязательств можно столкнуться с многократным увеличением итоговых выплат.
  • На этом фоне страховые компании заявляют: складывающаяся практика требует переосмысления. Они настаивают на соблюдении прямого смысла закона и уравновешенном подходе. В противном случае — возрастут риски для устойчивости всей системы ОСАГО, а у страховщиков будет все меньше стимулов действовать оперативно и в рамках досудебных процедур.
  • Таким образом, ключевая позиция страховщиков: штрафы по ОСАГО должны рассчитываться на основе разницы между ущербом и произведенной выплатой, а не от полной суммы восстановления.

Поведение страховщиков как при оказании сервиса при урегулировании убытков, так и при расчете ОСАГО, не вызывает у страхователей положительных эмоций, и ссуды это наглядно демонстрируют. Кстати, если бы денежной компенсации хватало бы на реальное восстановление, и судов бы не было.

Рекомендуйте нас:
наверхнаверх