В 2025 году российский рынок автострахования может претерпеть важные изменения. Законодатели и Банк России обсуждают новации в системе ОСАГО, которые должны повысить справедливость выплат и улучшить защиту прав автовладельцев.
Главная идея реформ — изменить порядок компенсаций при ремонте автомобиля после ДТП, отказавшись от учета износа при дополнительных выплатах. Повысит ли такой поворот число желающих купить ОСАГО, обсудим далее.
Компенсации в ОСАГО: суть недовольства страхователей
Сегодня при расчете денежной выплаты по ОСАГО страховая компания вычитает из суммы компенсации стоимость износа деталей. Это особенно ощутимо для владельцев автомобилей старше 5–7 лет: сумма, которую они получают, зачастую не позволяет покрыть реальные расходы на ремонт. Инициативы 2025 года направлены на устранение этого перекоса.
Суть предлагаемого новшества в следующем: если владелец автомобиля после ДТП получает страховую выплату, но реальная стоимость ремонта превышает полученные деньги, он сможет запросить дополнительную компенсацию — без учета износа машины. Однако для этого нужно будет подтвердить факт ремонта и его стоимость. Причем сделать это надо в течение девяти месяцев с момента выплаты.
Дополнительная выплата будет рассчитываться по специальной методике Банка России, на основе реальной стоимости восстановительных работ. При этом Центробанк подчеркивает, что полная отмена учета износа в ОСАГО пока не планируется — чтобы избежать резкого роста расчета ОСАГО. Новая схема будет работать как точечная мера, призванная обеспечить справедливость в тех случаях, когда ремонт реально выполнен, а полученной выплаты не хватило.
-
Важно, что воспользоваться новым порядком смогут только те, кто действительно отремонтировал автомобиль и готов подтвердить расходы. Те, кто предпочтет сохранить страховую выплату и не восстанавливать машину, не получат право на доплату.
-
Таким образом, нововведения по ОСАГО отражают стремление регулятора и законодателей найти баланс между интересами страховщиков и автовладельцев.
Система, вероятно, станет более гибкой и клиентоориентированной: автовладелец получает возможность отремонтировать машину в удобном ему месте и при этом рассчитывать на полное возмещение затрат.
Если закон будет принят, это станет шагом к повышению доверия к институту обязательного страхования гражданской ответственности. Будут ли сопротивляться такому повороту страховщики? Это тоже весьма вероятно, так что будем следить за ходом событий.