Средняя цена полиса ОСАГО в первом квартале 2025 года составила 6,9 тысячи рублей — что всего на 5% ниже, чем годом ранее.
Формально — снижение, но за этим цифрами стоит вовсе не удешевление страхования, а попытка сохранить баланс между растущими ожиданиями клиентов и ограничениями на повышение тарифов.
Расчет страховки ОСАГО: Старые аргументы больше не работают
На протяжении многих лет стоимость ОСАГО объяснялась как «исторически сложившаяся» — на основе устоявшейся практики выплат, усреднённого портрета автомобилиста и примерного расчета ущерба. Но в последние годы эта модель всё чаще вызывает недоверие. Водители, столкнувшиеся с реальными убытками после ДТП, всё чаще говорят о несправедливости — суммы компенсаций не покрывают восстановительного ремонта.
Ситуация усугубляется тем, что в ближайшее время должна заработать система дополучения компенсации — когда клиент, получивший выплату от страховщика, сможет доказать, что денег не хватило, и потребовать доплату. Для страховщиков это означает: старые подходы к ценообразованию уже не защищают, а попытки повысить тариф автоматически вызовут критику. Недовольство системой ОСАГО подтверждается еще и тем, что (по данным РСА) около 10% водителей не желают купить ОСАГО и продолжают ездить без страховки.
На этом фоне 5-процентное снижение средней стоимости ОСАГО — скорее жест сдерживания. Это не следствие технологического прорыва или резкого роста конкуренции. Это сигнал: тарифы не растут, несмотря на издержки и риски. Страховщикам важно показать, что цена полиса контролируема, особенно на фоне масштабного недовольства качеством возмещения.
Цифры и структура
-
С января по март было оформлено почти 8,3 млн стандартных полисов ОСАГО для частных водителей.
-
Ещё 1,5 млн пришлись на другие категории: компании, общественный транспорт и так далее.
-
Примерно 0,9 млн краткосрочных договоров — в основном у водителей такси.
-
Общий объём страховых премий составил 73,9 млрд рублей, выплаты — 51,7 млрд.
Что будет дальше
Страховщики находятся в зоне риска: с одной стороны, им предстоит учитывать возможность дополнительных выплат, с другой — нет особого пространства для повышения тарифа.
Снижение средней цены полиса ОСАГО — не свидетельство улучшения условий для автомобилистов, а отражение того, что тариф больше нельзя свободно двигать вверх. Общество требует справедливой компенсации, регулятор готов вмешаться, а рынок пока ищет способ соответствовать этим ожиданиям, не разрушая собственную устойчивость.