В августе 2024 года стало известно, что российское правительство поддержало законопроект, предусматривающий ужесточение штрафов за отсутствие полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).
За повторное управление автомобилем без полиса водителю будет грозить штраф до 5000 рублей, что в несколько раз превышает действующий штраф в размере 800 рублей. Эти изменения разработаны депутатами Кабардино-Балкарской Республики и панируются к внесению в ГД. Захотят ли водители купить ОСАГО после такого стимулирования, обсудим далее.
Суть изменений в штрафах по ОСАГО
Действующая статья 12.37 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает два вида наказаний за нарушение обязательного страхования ОСАГО.
· Первый – штраф в размере 500 рублей, если полис имеется, но водитель не вписан в него, или автомобиль используется в неуказанный в полисе период.
· Второй – штраф 800 рублей за отсутствие полиса ОСАГО на автомобиль. Однако оба штрафа можно уменьшить на 50%, если оплатить их в течение 20 дней.
Нововведение заключается в том, что за повторное нарушение штраф увеличивается до 5000 рублей, что значительно превышает нынешние меры. Авторы законопроекта уверены, что увеличение штрафов за повторные нарушения снизит количество случаев езды без полиса и, соответственно, уменьшит число судебных разбирательств по возмещению ущерба в ДТП.
Усиление контроля и его ограничения
Штрафы за отсутствие ОСАГО в Москве и регионах сейчас контролируются в основном инспекторами, однако использование камер видеонаблюдения для фиксации таких нарушений также возможно. Однако как отмечается, камеры могут ошибаться.
Тем не менее, ужесточение наказаний вряд ли станет решением всех проблем, связанных с системой ОСАГО. Один из ключевых вопросов заключается в том, что стоимость полиса ОСАГО, которая в 2024 году держится на уровне в среднем свыше 7000 рублей, для многих автовладельцев остаётся достаточно высокой. Для некоторых автомобилистов проще заплатить несколько небольших штрафов, чем приобретать страховой полис. Это особенно касается случаев, когда водитель редко попадает под проверки или использует машину нечасто.
Сложности ОСАГО для страхователей
Основная проблема кроется не только в низком уровне ответственности водителей, но и в уровне удовлетворённости системой ОСАГО в целом. Страхователи всё чаще сталкиваются с проблемами получения возмещения после ДТП, а также с завышенными страховыми тарифами и ограниченными выплатами по ущербу. В результате многие автовладельцы предпочитают избегать страховки.
Хотя страховщики рассчитывают, что ужесточение наказания за отсутствие полиса ОСАГО повысит число заключённых договоров страхования, остаётся вопрос: улучшит ли это удовлетворённость страхователей системой? Вряд ли. Пока расчет ОСАГО будет обременительным, а выплаты не всегда покрывают все расходы, страхователи будут искать пути обхода контроля.
Ужесточение штрафов за отсутствие ОСАГО — шаг, направленный на повышение дисциплины среди водителей, однако это не решает всех проблем системы страхования. Основные вопросы — это стоимость полисов и неудовлетворённость качеством предоставляемых услуг. Вполне возможно, что нововведения приведут к росту числа застрахованных автомобилей, но ключевые проблемы ОСАГО требуют более глубоких реформ.