Недавние поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) расширяют предельный срок ремонта автомобилей с 30 до 45 рабочих дней.
Эти изменения приняты Госдумой РФ в первом чтении, и обусловлены трудностями в поставках автозапчастей, особенно на фоне санкций и разрывов логистических цепочек. Вопрос, который волнует многих автовладельцев: станет ли ремонт по ОСАГО в Москве и регионах быстрее? Ответ, судя по всему, скорее отрицательный.
Причины задержек ремонтов по ОСАГО: от санкций до отсутствия запчастей
- Проблемы с логистикой, вызванные санкциями, привели к серьезным задержкам в поставках деталей для ремонта. Ситуация обостряется тем, что многие иностранные производители либо приостановили, либо прекратили свою деятельность на российском рынке, что создало дефицит для популярных марок. Поставки автозапчастей теперь могут занимать несколько месяцев. Как отмечает РСА, дилеры и страховые компании оказались в ситуации, когда выполнение ремонта в прежние сроки стало почти невозможным.
- Даже, несмотря на улучшение ситуации с запчастями для китайских автомобилей, рынка по-прежнему не хватает, чтобы обеспечить все потребности. Отечественные автомобили менее подвержены этой проблеме, но рынок РФ все же насыщен и иностранными машинами, для которых дефицит запчастей остается актуальным.
Каковы последствия увеличения срока ремонта по ОСАГО?
Введение поправок об увеличении срока ремонта скорее не ускорит процесс. В условиях, когда даже 45 дней может быть недостаточно для получения нужных деталей, время ожидания может растянуться еще больше. Поправки скорее узаконивают сложившиеся реалии, чем реально решают проблему оперативного ремонта.
Обоснован ли рост срока ремонта для водителей?
С одной стороны, увеличение срока ремонта должно снизить нагрузку на страховые компании и дать им больше времени на поиск и доставку необходимых запчастей. Но для автовладельцев это значит большее время ожидания. Хотя чаще всего страховые компании прибегают к денежным компенсациям вместо ремонта, а этот вариант для страхователей еще хуже. Денежные компенсации рассчитываются с учетом износа в отличие от ремонта, да еще и по справочникам, которые не вызывают восторга у водителей. Поэтому желание купить ОСАГО у многих автомобилистов просто пропадает.
РСА рассматривает комплексные меры, которые помогут страховым компаниям улучшить сроки выполнения ремонтов. В долгосрочной перспективе такие меры могли бы облегчить ситуацию, но в нынешних условиях они вряд ли изменят ситуацию кардинально. Некоторые автовладельцы могут рассматривать альтернативные варианты, такие как покупка запасных частей самостоятельно или обращение к частным мастерам.
Введение поправок — это скорее признание того, что 30-дневный срок уже не соответствует реальной ситуации на рынке. Вопрос о том, станет ли ремонт быстрее, уже не актуален, и все говорит о том, что этот процесс, вероятно, будет еще замедляться.