В Госдуме активно обсуждают изменения в законодательстве, направленные на ужесточение наказания за управление автомобилем без полиса ОСАГО.
Одним из ключевых предложений стало увеличение штрафа с текущих 800 рублей до 5 тысяч. По мнению авторов инициативы, столь значительное повышение должно мотивировать автовладельцев купить ОСАГО. Однако за этой мерой скрывается более сложная проблема, требующая системного подхода, а не только увеличения штрафных санкций.
Почему увеличивают штрафы за езду без ОСАГО в Москве и регионах?
Сегодня, по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), около 7–10% российских водителей выезжают на дорогу без полиса ОСАГО. В случае ДТП с их участием пострадавшие вынуждены решать вопросы компенсации ущерба через суд. Учитывая низкий уровень ответственности и сложность взыскания, нагрузка на судебную систему растет.
Действующий штраф не менялся с 2002 года и потерял актуальность. В результате, многие автовладельцы, осознавая экономическую невыгодность покупки страховки по сравнению с текущим штрафом (с учетом скидки всего 400 рублей), сознательно избегают оформления полиса.
Автоматизация контроля и ограничения
Для повышения контроля над нарушителями к 2026 году планируется использовать дорожные камеры, которые автоматически фиксируют наличие ОСАГО. Однако такие меры могут создать новые проблемы, если за отсутствие полиса начнут штрафовать несколько раз в день. Предлагается ограничить частоту штрафов одним нарушением в сутки. Это позволит избежать чрезмерной финансовой нагрузки на граждан, оказавшихся в сложной ситуации.
Проблемы доступности ОСАГО
Критики инициативы указывают на важность анализа причин, по которым водители избегают оформления страховки. Основные из них — высокая цена ОСАГО и недостаточные компенсации. Средний расчет ОСАГО сегодня составляет 7,63 тыс. рублей, что делает его ощутимым расходом для многих граждан. Вместо штрафов следует совершенствовать систему компенсаций и расчета страховки ОСАГО, чтобы сделать страховку более доступной.
Необходимость информирования автовладельцев
Еще один значимый аспект обсуждения — недостаточное информирование водителей о сроках действия их страховки. Некоторые страховщики намеренно не предупреждают клиентов о необходимости продления полиса, если водитель часто попадает в ДТП. Введение ответственности страховщиков за своевременное информирование автовладельцев могло бы сократить число нарушений.
Альтернатива ужесточению штрафов
-
Идея повышения штрафов, хотя и выглядит как эффективная мера борьбы с нарушениями, скорее является попыткой устранить последствия, а не причины.
-
Вместо того чтобы наказывать водителей, следовало бы сосредоточиться на оптимизации системы расчета ОСАГО, снижении стоимости полисов и упрощении процесса их оформления.
Это могло бы уменьшить процент нарушителей естественным образом, сделав ОСАГО более доступным и выгодным для граждан.
Поправки ко второму чтению будут приниматься до 10 декабря, и от того, какие из предложений войдут в окончательный текст закона, зависит, насколько действительно эффективной окажется эта инициатива в борьбе с водителями, избегавшими оформления страховки.