Идея ввести свободный тариф по ОСАГО, предложенная Российским союзом автостраховщиков (РСА), может стать новой вехой в реформировании страхового рынка.
Но готовы ли к этому автомобилисты, для многих из которых ОСАГО уже сейчас представляет собой не финансовый инструмент защиты, а существенное обременение? Что произойдет с расчетом ОСАГО, поразмышляем далее.
Что предлагают страховщики сделать с ОСАГО?
Страховщики (по материалам АСН) считают, что рынок ОСАГО созрел для либерализации. Предлагается отменить фиксированные тарифы и оставить лишь верхний предел стоимости полиса, что, по мнению инициаторов, создаст более конкурентные условия на рынке.
В поддержку инициативы приводятся аргументы:
- Рынок устойчив. Благодаря контролю со стороны госорганов и перестраховочному пулу, страховщики смогут делить риски, минимизируя возможность злоупотреблений.
- Большинство не ощутит изменений. Утверждается, что для 85% водителей цена останется неизменной, а повышение коснётся только аварийных водителей.
Однако за благими намерениями кроются существенные риски.
ОСАГО: финансовый груз или защита?
Для многих автовладельцев ОСАГО уже давно перестало быть просто страховкой, покрывающей убытки, и превратилось в дорогостоящее обязательство. Особенно в регионах с низкими доходами населения, где цена полиса часто становится причиной его отсутствия.
Недавние данные Центробанка показали, что мошенничество с ОСАГО процветает в ряде регионов России. Ингушетия, Дагестан, Чечня и Новосибирская область возглавляют список самых проблемных территорий. В таких условиях свободные тарифы могут усугубить ситуацию: цены начнут расти, а число водителей, выбирающих управление без полиса, — увеличиваться.
Кроме того, даже при фиксированных тарифах у автовладельцев есть претензии к системе. Часто полис ОСАГО не обеспечивает качественного и быстрого ремонта, а компенсации не всегда покрывают реальные расходы на восстановление автомобиля.
Возможные последствия
Свободные тарифы ОСАГО — это шаг, который может принести как пользу, так и ущерб. Инициативы страховщиков, как правило, выгодны только им самим. Среди возможных последствий:
- Рост цен. Несмотря на заверения о стабильности, рынок, лишённый жёсткого регулирования, склонен к росту стоимости услуг.
- Снижение доступности ОСАГО. Финансовая нагрузка на автомобилистов может вырасти, особенно в регионах с высоким уровнем аварийности.
- Усиление социальной напряжённости. Люди, для которых ОСАГО уже сейчас — серьёзное обременение, могут негативно воспринять реформу.
Готовы ли автомобилисты?
Если сегодня многие автовладельцы воспринимают ОСАГО как «обязательную дань», а не полезный инструмент защиты, то переход к свободным тарифам может вызвать недоверие и усилить сопротивление системе в целом.
Реформа ОСАГО требует глубокой проработки. Без учёта экономической ситуации населения и решения существующих проблем, таких как мошенничество и низкое качество услуг, переход к свободным тарифам рискует стать шагом назад. Автовладельцам нужна не только возможность купить ОСАГО по справедливой цене, но и уверенность в том, что ОСАГО действительно работает для их защиты, а не для увеличения прибыли страховщиков.