Автомобильная авария — всегда стресс, но в последние годы всё больше водителей сталкиваются с новой дилеммой: чинить машину сразу или подождать?
Как показывает свежий опрос Финансового университета, картина на рынке ОСАГО сегодня далека от идеальной. Главные причины — дефицит запчастей, затянутые сроки ремонта и растущая доля самостоятельных решений со стороны автомобилистов. Почему процент тех, кто не стремится купить ОСАГО, остается проблемой, обсудим далее.
Что выявил опрос по ОСАГО?
Опрос (по материалам АСН), в котором приняли участие 149 автодилеров и технических центров (всего 871 СТО), выявил, что выполнить ремонт в срок могут лишь 7% станций. На фоне нехватки оригинальных деталей и логистических перебоев сервисы и автовладельцы вынуждены идти на компромиссы — всё чаще используются неоригинальные и даже б/у запчасти.
Сегодня 74% автовладельцев отдают приоритет скорости восстановления машины. Только 21% готовы ждать оригинальные детали, 40% — согласны на аналоги, а 15% выбирают восстановленные запчасти. Причём такие решения поддерживают и автосервисы, особенно в случаях кузовного ремонта, где б/у детали не сказываются на безопасности. Доля СТО, полностью отвергающих такой подход, упала до 7,4%.
Однако нарастает и другая тенденция — всё больше людей откладывают ремонт или вовсе отказываются от него. По сведениям специалистов Финансового университета:
-
37% автовладельцев после ДТП решают не восстанавливать автомобиль, считая повреждения некритичными.
-
Только 41% ремонтируют авто сразу, а 21% откладывают это на потом.
-
Интересно, что за последние 2,5 года доля тех, кто стремится починить машину сразу, выросла на 10% — возможно, из-за опасений, что отложенный ремонт будет стоить дороже.
Одной из ключевых причин откладывания ремонта становится несоответствие страховых выплат реальной стоимости восстановительных работ. Несмотря на возможность получить компенсацию в натуральной форме (хотя понятно, что в реальности ее практически нет)— то есть отремонтировать машину через страховщика — 63% опрошенных вынуждены выбрать деньги и занимаются ремонтом самостоятельно. На практике это означает, что они берут на себя и организацию процесса, и доплату, поскольку выплаченной суммы нередко не хватает даже на базовые работы.
Таким образом, система ОСАГО всё чаще становится зоной компромиссов — между скоростью и качеством, выплатами и реальными расходами, ожиданиями и суровой практикой. На этом фоне рынок всё активнее адаптируется: сервисы расширяют использование б/у деталей, автомобилисты становятся более гибкими, а страховая отрасль сталкивается с необходимостью обновления нормативов и повышения прозрачности расчётов, и не только в компенсациях. Расчет ОСАГО – еще одна боль автомобилистов, добавляющая «радости» к обязательному автострахованию.