Роспотребнадзор совместно с 2 инстанциями, представляющими российскую судебную систему, пришли к выводу, что с точки зрения закона прав потребителя ограничение срока подачи документов страховщику на выплату является недопустимым. По словам Виктора Богорада, теперь еще одно правило отечественного страхования признано незаконным.
Начало судебному процессу положили проверки норм страхования отправляющихся за границу граждан в «Ингосстрахе» — одной из ведущих страховых компаний. Недовольство Роспотребнадзора вызвал тот факт, что пакет документов, необходимый для возмещения убытков, должен оказаться у страховщика не позднее месяца после прибытия застрахованного лица на родину. В противном же случае страховая компания вообще могла не выплачивать деньги.
Государственный орган потребовал от «Ингосстраха» изменить нормативные акты, обусловливающие такие ограничения, на что компания ответила отказом и подала на Роспотребнадзор иск в суд.
Однако, согласно решению Тульского Арбитражного суда, прав оказался Роспотребнадзор, поскольку в соответствие со статьей ст. 961 ГК РФ страхователь должен сообщить страховой компании о страховом случае так скоро, как только сможет. В данном случае условия и сроки уведомления должны соответствовать условиям страхового договора. Если же страхователь не выполнил эти условия, то страховая компания может отказать в выплате. Исключением здесь может являться только отсутствие влияния решения страховщика на обязанность застрахованного лица реализовать страховое возмещение.
Судьи еще раз акцентировали внимание сторон на тот факт, что страхующееся лицо обязано только уведомить страховую компанию о страховом случае тем способом и в те сроки, которые описаны в страховом договоре. Об этом гласит п. 29 документа, вынесенного Пленумом Верховного суда, в котором описываются правила и условия добровольного страхования имущества граждан. Согласно закону, одновременная подача документов страховщику не предусмотрена.
Такое решение подтвердил и апелляционный суд.